В кремле запустили всероссийский конкурс по отбору в кадровый резерв управленцев. Кадровый резерв государственной гражданской службы Государственный кадровый резерв

Сегодня возможность попасть в кадровый резерв президента России появилась практически у любого жителя государства благодаря особой программе, утвержденной правительством в конце нулевых годов по приему специалистов, являющихся потенциальными претендентами на ведущие должности федерального уровня. В так называемую президентскую сотню и президентскую тысячу, как правило, входят и представители региональных и местных властей, светила науки, ведущие бизнесмены, члены общественных и образовательных организаций.

Состав кадрового резерва

В состав резерва обыкновенно включаются не слишком известные имена людей, проявивших себя с лучшей стороны на вверенном им поприще. Для формирования столь почетного резерва создается специальная комиссия, порядка сотни человек, уполномоченных на отбор более тысячи кандидатов из всех рассматриваемых сфер общественной жизни.

Обязательными условиями для всех претендентов является возрастной ценз (каждый кандидат не должен быть младше 25 и одновременно старше 50 лет), соответствующий уровень образования и квалификации в своей области. Сюда могут входить директора предприятий, председатели комитетов, губернаторы, финансовые и генеральные директора, ректоры, старшие научные сотрудники, экономисты и многие другие специалисты. Партийная принадлежность и пол в рассматриваемом вопросе не имеют значения.

Соответственно, можно предположить, чем чаще фамилия встречается в рекомендациях экспертов, тем больше шансов лица войти в счастливую сотню или тысячу кадрового резерва.

Перспективы кандидатов

Сформированные списки подвергаются ежегодному пересмотру, изменения могут произойти и в течение периода, например, в случае если счастливчик скомпрометировал себя в глазах общественности.

В любой момент каждый член сотни президентского резерва может быть предложен на вакантную должность губернатора или, к примеру, полномочного представителя президента, советника.

Все сформированные списки публикуются на специальном кремлевском сайте, посвященном данному вопросу. До сегодняшнего дня компетентность лиц, выбранных для важных правительственных постов, не заставила усомниться в правильности принятия решения о формировании подобной структуры президентского резерва. Более того, курсы и обучающие семинары готовят действительно качественную теоретико-практическую базу для выполнения претендентами важных государственных функций.

Вопрос формирования и рационального использования кадрового резерва на гражданской службе стоит сейчас особенно остро. Серьезные изменения, происходящие в политической, экономической, социальной сферах нашего общества, требуют перемен в кадровой политике и кадровой деятельности в системе государственной службы Российской Федерации. Создание новой модели государственного управления требует обновления управленческих кадров. Это можно осуществить при наличии профессионального кадрового резерва.

В предыдущее десятилетие обновление управленческих кадров на федеральном и региональном уровнях власти осуществлялось бессистемно и спонтанно. В этом одна из главных причин "пробуксовывания" реформ в Российской Федерации.

В нынешних условиях важное значение приобретает такое направление кадрового обеспечения государственной службы, как работа с кадровым резервом на выдвижение на управленческие должности в органах государственной власти.

Теоретические основы кадрового резерва – это, прежде всего, определение понятия, целей и задач этого социального явления. Термин "резерв" в переводе с латыни буквально означает запас чего-нибудь на случай надобности. Поэтому кадровый резерв – это один из основных источников формирования и пополнения кадров, т.е. специалистов в той или иной сфере профессиональной деятельности. Важнейшая задача заключается в том, чтобы выявить наиболее перспективных специалистов, обладающих качествами, которые более всего необходимы для данной профессиональной деятельности.

Кадровый резерв на гражданской службе – специально сформированная на основе индивидуального отбора и комплексной оценки группа гражданских служащих, прошедшая специальную подготовку, обладающая необходимыми профессиональными, деловыми, личностными и морально-этическими качествами для выдвижения на более высокие должности в государственном органе.

Основной целью формирования и использования кадрового резерва на гражданской службе является создание подготовленного к управлению в новых условиях ее кадрового состава, обеспечение непрерывности и преемственности государственного управления, его совершенствования на основе отбора, подготовки и выдвижения кадров, способных профессионально и эффективно реализовать задачи и функции органов государственной власти.

В системе гражданской службы кадровый резерв выполняет ряд важных функций: развития, регулирования, стабилизации, непрерывности деятельности государственного аппарата.

Необходимым условием формирования добротного кадрового резерва является наличие понятной и научно обоснованной кадровой политики в государственном органе. Особенно важным является понимание и реализация руководством принципов работы с кадровым резервом на гражданской службе. К ним следует отнести:

  • – обеспечение законности, соблюдение нормативно-правовых требований и процедур в решении кадровых вопросов на гражданской службе;
  • – комплексную и объективную оценку профессионализма, деловых и нравственных качеств гражданских служащих при их подборе и выдвижении;
  • – объективность и равный доступ специалистов в продвижении по службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
  • – создание необходимого и достаточного кадрового пространства для поддержания требуемой укомплектованности кадров государственного аппарата;
  • – демократическое, коллегиальное решение кадровых вопросов с учетом общественного мнения, гласности, на альтернативной основе;
  • – систематическое и рациональное обновление кадров гражданской службы с сохранением преемственности, качественного обогащения за счет притока свежих, молодых сил, использование возможностей и способностей всех возрастов;
  • – подконтрольность управленческих кадров в системе гражданской службы;
  • – деполитизация кадровой работы, политическая нейтральность гражданских служащих.

В правовом отношении категория кадрового резерва в России стала разрабатываться и регулироваться, начиная с Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г. В этом документе были заложены правовые основы кадрового резерва, нашедшие дальнейшее развитие в последующих нормативных правовых актах. В гл. 4 данной Концепции сказано, что "в целях замещения должностей государственной службы в порядке должностного (служебного) роста государственными органами формируется кадровый резерв для замещения должностей руководителей на конкурсной основе". В этом документе были отмечены два условия включения в кадровый резерв:

  • 1) в порядке должностного (служебного) роста государственных служащих;
  • 2) государственные служащие, высвобождаемые в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа.

Гражданские служащие, включенные в кадровый резерв на соответствующую должность гражданской службы, при необходимости осуществляют повышение квалификации или переподготовку, и им предоставляется преимущественное право на замещение указанной должности.

Федеральный закон № 58-ФЗ уделил вопросам кадрового резерва значительное внимание. В ст. 17 сформулированы уровни кадрового резерва:

  • – федеральный кадровый резерв;
  • – федеральный резерв в федеральном государственном органе;
  • – кадровый резерв субъекта РФ;
  • – кадровый резерв в государственном органе субъекта РФ.

Работа с кадровым резервом гражданской службы является предметом регулирования и Федерального закона № 79-ФЗ. В ст. 64 этого Закона определены цели и порядок формирования кадрового резерва гражданских служащих. Этот Закон содержит следующие новации:

Впервые было установлено, что кадровый резерв для замещения должностей гражданской службы формируется на конкурсной основе – по результатам конкурса.

Конкретизированы виды кадрового резерва. Кадровый резерв формируется для замещения:

  • – вакантной должности гражданской службы в своем государственном органе в порядке должностного роста;
  • – вакантной должности гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста;
  • – должности гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
  • – в кадровый резерв зачисляются гражданские служащие в связи с их призывом на военную или альтернативную службу.

Закреплен четкий порядок включения гражданских служащих в кадровый резерв. Федеральный закон № 79-ФЗ предусматривает, что включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв государственного органа производится с указанием группы должностей гражданской службы, на которые они могут быть назначены.

При этом включение в кадровый резерв государственного органа граждан производится по результатам конкурса:

  • – на включение в кадровый резерв государственного органа;
  • – на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан.

Включение в кадровый резерв государственного органа гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста производится по результатам:

  • – конкурса па включение в кадровый резерв государственного органа;
  • – конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных гражданских служащих;
  • – аттестации в соответствии с π. 1 ст. 48 Федерального закона № 79-ФЗ с согласия указанных гражданских служащих.

Включение в кадровый резерв государственного органа гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы :

  • – в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с и. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ либо упразднением государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ производится по решению представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, либо государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, с согласия указанных гражданских служащих;
  • – по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 79-ФЗ, производится с согласия указанных гражданских служащих.

Включение государственного гражданского служащего (гражданина) в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа но управлению государственной службой; в кадровый резерв субъекта РФ – правовым актом государственного органа по управлению государственной службой субъекта РФ; в кадровый резерв государственного органа – правовым актом государственного органа.

Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя.

Эффективное и рациональное использование института кадрового резерва обеспечивает:

  • – своевременное удовлетворение потребностей государственного органа в гражданских служащих всех категорий;
  • – качественный подбор и целенаправленную подготовку кандидатов на выдвижение;
  • – проверку готовности гражданского служащего, зачисленного в кадровый резерв, к исполнению обязанностей по должности гражданской службы, планируемой к замещению;
  • – сокращение периода адаптации гражданских служащих, вновь назначенных на более высокие должности гражданской службы;
  • – повышение уровня профессионализма и улучшение качественного состава гражданских служащих.

Организационные основы работы с кадровым резервом предполагают решение ряда таких проблем, как определение структуры и организационных принципов кадрового резерва, условий, этапов, форм и методов его формирования.

Структура кадрового резерва обусловлена особенностями и спецификой конкретного государственного органа. В каждом государственном органе кадровый резерв формируется по группам должностей – на старшие, ведущие, главные и высшие должности.

Состав кадрового резерва формируется, как правило, в два этапа. На первом этапе идет поиск, предварительный отбор, изучение и оценка возможных кандидатур кадровой службой государственного органа. На втором этапе конкурсные комиссии государственного органа по рекомендации кадровой службы окончательно принимают решение о включении (или невключении) кандидата в состав кадрового резерва.

При определении численности кадрового резерва следует исходить из следующих положений:

  • – численность и должностной состав кадрового резерва определяется с учетом потребностей структурных подразделений государственного органа в кадрах гражданской службы на ближайший период и на отдаленную перспективу;
  • – на каждую должность гражданской службы, предусмотренную в штате государственного органа, подбирается, как правило, не менее двух и не более четырех человек кадрового резерва.

Важное место при выборе кандидатов в резерв выдвижения занимает внимательное изучение их профессиональных и других качеств; выработка и применение современных критериев отбора и технологий оценки. При формировании кадрового резерва должны учитываться: результаты служебной деятельности, уровень профессионального образования, стаж работы по специальности и стаж государственной службы, возраст, состояние здоровья, общественное мнение о сотруднике, личное желание чиновника. При использовании кадрового резерва не следует допускать выдвижения работника на более высокие должности без прохождения всех служебных ступенек.

Формы и методы работы с кадровым резервом на гражданской службе разнообразны. Здесь особенно важен индивидуальный подход. Работа с "резервистами" должна осуществляться по плану, в котором предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических, правовых, управленческих, экономических и других знаний, необходимых для будущей работы.

Теоретическое обучение кадрового резерва должно осуществляться, прежде всего, в рамках государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих, а также методом самообразования.

В систему практической подготовки кадрового резерва на гражданской службе входят:

  • – стажировка в должности, в резерв на которую зачислен государственный гражданский служащий или гражданин;
  • – временное замещение отсутствующих руководителей на период их командировок, болезни или отпусков;
  • – выезды в другие организации с целью изучения опыта работы;
  • – участие в преподавательской работе;
  • – участие в проверках деятельности других подразделений государственного органа;
  • – участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, методологических семинаров;
  • – постоянная самостоятельная работа кандидатов над повышением своих профессиональных знаний.

Таким образом, кадровый резерв гражданской службы представляет собой специально подобранную группу гражданских служащих, сочетающих в себе высокую компетентность, инициативность и творческий подход к исполнению служебных обязанностей, способных при дополнительной подготовке достичь соответствия квалификационным требованиям к должностям гражданской службы, на которые они включены в резерв.

Формирование и использование кадрового резерва на гражданской службе является необходимым условием наращивания и оптимизации кадрового потенциала , преемственности и развития кадрового корпуса гражданских служащих, что, в свою очередь, обеспечивает стабильность всего государственного аппарата.

Подводя итоги главы, можно сказать, что профессиональное развитие гражданских служащих представляет собой важный элемент прохождения государственной службы и решающий фактор повышения уровня квалификации и профессионального мастерства работников государственного аппарата.

Приоритетными направлениями формирования кадрового состава гражданской службы Российской Федерации являются:

  • 1) профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка и повышение квалификации в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих;
  • 2) содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;
  • 3) ротация государственных гражданских служащих;
  • 4) формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование.
    Приложение. Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе г. Москвы

Указ Мэра Москвы от 28 августа 2012 г. N 55-УМ
"О кадровом резерве на государственной гражданской службе города Москвы"

С изменениями и дополнениями от:

В целях повышения эффективности реализации кадровой политики на государственной гражданской службе города Москвы, формирования кадрового резерва города Москвы и его эффективного использования:

2. Установить, что кадровый резерв на государственной гражданской службе города Москвы (далее - Кадровый резерв города Москвы) состоит из кадровых резервов государственных органов города Москвы (далее государственный орган).

3. Руководителям государственных органов:

3.2. Обеспечить введение данных о государственных гражданских служащих города Москвы и гражданах, включенных в кадровый резерв соответствующего государственного органа, в Единую автоматизированную информационную систему управления кадрами Правительства Москвы в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующих решений.

4. Управлению государственной службы и кадров Правительства Москвы:

4.2. Оказывать содействие государственным органам при формировании и ведении кадрового резерва соответствующих государственных органов.

4.3. Обеспечить контроль за формированием Кадрового резерва города Москвы и назначением из него на должности государственной гражданской службы города Москвы.

5. Признать утратившими силу:

5.1. Указ Мэра Москвы от 22 ноября 2007 г. N 106-УМ "О кадровом резерве на государственной гражданской службе города Москвы".

5.2. Распоряжение Мэра Москвы от 1 октября 2008 г. N 252-РМ "О создании рабочей группы по подготовке предложений по формированию резерва управленческих кадров города Москвы".

5.3. Указ Мэра Москвы от 17 октября 2008 г. N 84-УМ "О Комиссии при Мэре Москвы по формированию и подготовке резерва управленческих кадров города Москвы".

5.4. Распоряжение Мэра Москвы от 8 декабря 2008 г. N 319-РМ "О формировании резерва управленческих кадров города Москвы".

5.5. Пункт 3 указа Мэра Москвы от 22 февраля 2011 г. N 18-УМ "О внесении изменений в указы Мэра Москвы".

5.6. Указ Мэра Москвы от 28 июня 2011 г. N 48-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 22 ноября 2007 г. N 106-УМ".

6. Контроль за выполнением настоящего указа возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Ракову А.В.

Мэр Москвы

С.С. Собянин

Кадровый резерв на государственной гражданской службе города - это единый перечень лиц, прошедших оценочные мероприятия на соответствие квалификационным требованиям к должностям государственной гражданской службы города. Граждане, включенные в кадровый резерв, имеют приоритетное право на назначение на вакантные должности гражданской службы. Срок пребывания лица в кадровом резерве составляет 3 года.

Кадровый резерв формируется государственными органами города, за исключением кадрового резерва для замещения должностей, назначение на которые осуществляется Мэром, он формируется по решению Мэра на основании результатов оценочных процедур, проводимых Аппаратом Мэра и Правительства Москвы. Установлен порядок формирования кадрового резерва.

Так уж заведено, что основные действия во всех системах совершают определённые элементы, которые работают в них на протяжении длительного времени. Но что делать, если они не могут выполнять взятые на себя функции? В таких случаях на помощь приходит резерв. Это заранее подготовленные элементы системы, которые могут выполнять все необходимые обязанности. Именно в таком русле и будет рассмотрен кадровый резерв президента РФ.

Общая информация

На официальных ресурсах власти Российской Федерации публикуются списки кадровых резервов администрации президента РФ различного уровня. Таким образом, подготавливаются обученные люди, и обеспечивается преемственность политики развития. Это делается для обеспечения стабильной эволюции государства. Люди из этого списка занимают высокие государственные должности в случае их освобождения. Благодаря этому не нужно терять время на поиск соответствующего кандидата.

В качестве случайного примера можно привести Михаила Шеремета. Этот человек первоначально был деятелем на территории современной Украины. Но когда в 2014 году Российская Федерация провозгласила Автономную Крымскую Республику своей территорией, то он примкнул к силам спецназа, которые осуществляли переворот. За весомый вклад он был включен в кадровый резерв президента РФ. И начнём мы рассмотрение нашей темы, пожалуй, с самого интересного и волнующего вопроса.

Как попасть в кадровый резерв президента РФ?

Самые смышленые, пожалуй, уже догадались. Для этого необходимо проявлять общественную активность и принимать участие в важных событиях, организовываемых государственной властью. Достаточно просто изучить биографии людей, которые уже включены в резерв управленческих кадров. Со временем может возникнуть впечатление, что они пишутся под копирку. Так, для людей, которые были включены в резерв, общим является определённый уровень публичной известности, озвучивание мнений для широкого круга граждан.

А молодость, задорность и активность позволяет увеличить шансы на попадание в этот список. Конечно, одно наличие в нём ничего не даёт, кроме потенциальных перспектив. Но вот стать губернатором из резервиста вполне возможно. Правда, для этого очень желательно проявить активность в субъекте, на который осуществляется нацеливание. И работать, ведь внесение в список - это предоставление большого кредита доверия.

Кто те люди?

Многие представители резерва известны в той или иной мере. Среди них можно встретить большое количество действующих депутатов различных уровней. Если человек генерирует большое количество инициатив, то он постепенно фокусирует на себе внимание экспертов, которые и формируют «золотой список», как его ещё называют - "кадровый резерв президента РФ".

Следует понимать, что необходимо обладать значительным уровнем настойчивости и усидчивости. Допустим, что кто-то не справился с проблемами и подал в отставку. В таком случае резервисту без подготовки и времени на развертывание придётся действовать в тяжелых условиях. А это не каждый сможет вынести. Необходимо обладать обширными знаниями, усидчивостью, умением быстро находить общий язык с людьми и трудолюбием.

Ещё один пример

Давайте рассмотрим такого человека, как Терентий Мещеряков. Хотя он зарекомендовал себя в качестве довольно экстравагантного субъекта, он же заручился и опорной базой. Причем о нем хорошего мнения не только эксперты, которые формируют резерв, но и местные управляющие. Так, был случай, когда губернатор Валентина Матвиенко посетила семью, у которой родилась тройня. При этом местными жителями был отмечен высокий уровень жизни и заслуги непосредственно Терентия Мещерякова. Над этим она даже пошутила (а возможно, и нет), что вот ей и замена готова.

Когда же он создавался?

Возможно, это следовало разместить в самом начале статьи, но, с другой стороны, - необходимо же первоначально иметь представление о том, что же собой представляет кадровый резерв государственной гражданской службы. Начало было положено президентом Дмитрием Медведевым в 2008 году. Именно тогда он подписал указ о формировании резерва управленческих кадров. Было предусмотрено, что фигурирующие в списке личности в перспективе могут претендовать на ряд высоких должностей, среди которых - губернаторство.

Составляет список резервистов специальная комиссия, которой руководит и вице-премьер. Формально было отмечено, что для внесения необходимо обладать интеллектуальными, творческими и управленческими качествами. В список вносятся как действующие так и предприниматели, а также работники научно-образовательных учреждений. Официально партийная принадлежность на шансы быть включенным в него не влияет. Хотя некоторые люди всё же утверждают, что если быть представителем партии «Единая Россия», то шансы многократно возрастут.

Публикация

Перед Новым годом обновленный состав президентского резерва всегда размещается на официальных сайтах. При беглом осмотре и сравнении нескольких списков может возникнуть впечатление, что они просто копируются. Но это не так. Конечно, совпадений довольно много, но если внимательно изучить перечень, то заметны будут уже и многочисленные изменения. Так, часть людей уже находится в структуре власти.

Другие всё ещё ждут, когда кадровый лифт повезёт их наверх. Причем некоторые уже не первый год, тогда как другие здесь новички. И что их ждёт - сложно предсказать. Можно рассмотреть ещё один пример, когда внесение в «золотой список» позитивно сказывалось на продвижении человека. В 2015 году главой администрации Обнинска был некто А вот 2016-й он уже встретил как вице-губернатор Калужской области. И учитывая тот факт, что он всё ещё числится в резерве, вполне вероятно, что его путь не окончен.

Как работает система президентского резерва?

Посредством этого инструмента обеспечивается перемещение людей для выполнения обязанностей в ситуациях, которые в наибольшей мере соответствуют их способностям. Так, к примеру, человек может быть перенаправлен из исполнительной в законодательную ветвь власти и наоборот. Кроме того, опытные управленцы направляются и на руководство государственными компаниями или частными предприятиями, где представлены интересы РФ. К этой теме можно отнести РЖД.

Мало кто сможет не согласиться с тем, что в этом направлении настоящая катастрофа. Но недавно был убран Якунин, и, возможно, вступивший в свои полномочия резервист сможет исправить существующее положение. В целом управленческий резерв сейчас неплохо укомплектован, и при необходимости он сможет выйти на передний план. В зависимости от уровня деятельности государство имеет сотни или даже тысячи людей, которые могут быть привлечены на высокие должности для решения существующих проблем.

Объединение управленцев

Попасть в список кадрового резерва президента РФ желает много людей, ведь, по сути, это открывает двери в закрытый клуб, где можно обзавестись множеством полезных связей. Так, к примеру, после присоединения Автономной Республики Крым логичным продолжением интеграции этой территории было включение представителей местных активистов. Первыми двумя людьми был Алексей Еремеев и упомянутый ранее Михаил Шеремет.

Кто может поспособствовать попаданию в «золотой список»?

В первую очередь внимание необходимо обратить на должностных лиц администрации президента, членов правительства, руководителей федеральных государственных органов и высших должностных лиц субъектов РФ. Этому процессу может поспособствовать и сам человек, который хочет оказаться в «золотом списке». Для этого нужно знать методологию отбора.

Сейчас используются различные кадровые технологии, которые зарекомендовали себя с отменной стороны. Для начала можно уделить внимание всем аспектам личностно-профессиональной диагностики. По ней определяется уровень развития ресурсов и потенциал кандидатов, а также формулируются рекомендации по возможному должностному назначению. Наличие позитивного управленческого опыта только увеличит шансы попасть в «золотой список».

О структуре

Кадровый резерв государственной федерального масштаба состоит из трех уровней:

  1. Высший. Сюда относят людей, которые отбираются с целью обеспечения кадрами руководящего состава федерального и регионального уровней государственных органов, а также организаций и корпораций, действующих на территории всей РФ;
  2. Базовый. В этот уровень набираются потенциальные кандидаты для обеспечения среднего управленческого звена вышеперечисленных субъектов;
  3. Перспективный. Сюда относят государственных гражданских служащих, сотрудников организаций и корпораций, которым не исполнилось 35 лет.

На двенадцатое июля 2017 года президентский резерв насчитывал 1959 человек. Из них на высшем уровне было 389, на базовом - 700, а на перспективном - 870 людей.

Региональный резерв

Здесь в запасе своего часа на начало января 2017 года было 9262 человека. Ряд лиц, которые находятся в нём, получают значительные повышения и успешно делают карьеру. И если они после успеха всё ещё находятся в «золотом списке», то вполне вероятно, что это ещё не конец. Так, люди, чьи имена есть в президентском резерве, становятся заместителями губернаторов, возглавляют субъекты, входят в новый состав Госдумы. Это очень хороший социальный лифт для продвижения в социуме. Хотя желающих много, а вот должностей - не очень. Так что следует готовиться к конкуренции. И чем более привлекательной будет должность, тем больше людей будет хотеть её занять. А победит пускай лучший.

Критика задумки

Следует отметить, что сама идея создания резерва высококвалифицированных управленческих кадров похвальна и заслуживает поддержки. Но, как это повелось, к реализации есть определённые претензии. Так, довольно часто встречается критика о том, что люди, которые были пойманы на существенных нарушениях, не покидают этот престижный список.

Общественности известно немногим менее десяти подобных случаев. Конечно, учитывая размер резерва, отслеживать всех довольно сложно, даже несмотря на то, что претендентов отбирают 150 специалистов. Тем более в общей массе они составляют жалкие десятые процентов. Можно даже сказать, что политика формирования резерва является довольно успешной. Хотя, безусловно, хотелось бы, чтобы даже таких незначительных упущений не было.

А как попасть человеку без связей?

Ранее уже было сообщено, что для того, чтобы стать резервистом, следует иметь рекомендации круга лиц, от которых их получить весьма сложно. Значит ли это, что для рядового гражданина это на грани реальности? Нет. Как говорится, если сильно захотеть, можно в космос улететь. Одного желания будет мало, а вот множество действий значительно упростят продвижение. С чего можно начать? Для начала необходимо проявлять общественную активность. В качестве более-менее структурированного подхода можно поступить в образовательную структуру при интересующем органе власти на направление государственного управления.

И не просто отходить отведённое время, а хорошо учиться и - что не менее важно - обзаводиться связями. Следует постоянно совершенствоваться и быть готовым, так как, когда наступит шанс, его необходимо будет схватить. Иначе второй ещё неизвестно когда подвернётся. Не следует рассчитывать, что это будет быстрый путь восхождения. Придётся упорно работать годами или даже десятилетиями. Чтобы лучше понять, посмотрите на любого губернатора или его аппарат. Чтобы попасть туда, люди целеустремлённо работают как минимум десятилетие (или даже несколько). Для этого приходится развивать свои умения, совершенствовать красноречие и умение переубеждать.

Москва. 11 октября. сайт - Администрация президента РФ запускает Всероссийский конкурс "Лидеры России", победители которого войдут в кадровый резерв управленцев, сообщил первый замруководителя администрации Сергей Кириенко.

"Открыто окно в управленческую элиту завтрашнего дня. Кто-то может бесконечно, сидя на диване, жаловаться, что вот я такой талантливый не могу самореализоваться, нет открытых вертикальных лифтов. Вот открытый вертикальный лифт с мощной государственной поддержкой. Теперь все зависит от каждого такого человека", - сказал Кириенко в среду журналистам.

Он отметил, что запуск этого конкурса - прямое выполнение поручения президента РФ, "продолжение его последовательной политики на развитие, поддержку наиболее перспективных граждан нашей страны".

По словам С.Кириенко, "главная задача заключается в том, чтобы государство поддерживало, продвигало людей не по блату, не по тому, что родственники, какие возможности лоббирования и не по количеству денег, которые есть у этих людей и их семьи, а исключительно по их профессиональным, личностным качествам, трудолюбию и потенциалу", - заявил он.

Первый замглавы администрации отметил, что конкурс будет проходить на регулярной основе, а принять в нем участие могут не только чиновники. "Это не обязательно управленцы на государственной службе, нет такого ограничения. Это могут быть управленцы из частного бизнеса, государственных компаний, из социальной сферы - директор школы или главврач больницы", - сказал Кириенко.

По его словам, единственным ограничением для граждан РФ является возраст и стаж управленческой работы: возраст до 50 лет с опытом управления не менее 5 лет, а для людей младше 35 лет - не менее 2 лет работы на управленческой должности.

"Мы понимаем, что все участники проекта, начиная с участников в регионах, конечно, попадают в определённый пул кадрового резерва. (...) Мы исходим из того, что даже человек, который не прошел в российский финал, а попал в окружной финал, это уже перспективные и талантливые люди, мотивированные. (...) Считаем, что эти люди будут попадать в более пристальное внимание на уровне регионов", - отметил Кириенко.

Он добавил, что "из победителей мы будем отбирать второй поток программы обучения Высшей школы госуправления в РАНХиГСе, из первого потока которой довольно большое количество людей были выбраны президентом для назначений в том числе и на руководящие региональные посты", отметив, что обучение является только добровольным.

Первый замглавы администрации подчеркнул, что это не конкурс на замещение должностей. "У нас нет обязательств потрудоустройству участника конкурса", - сказал он.

Отвечая на вопрос "Интерфакса", Кириенко высказал мнение, что "между регионами и компаниями развернется неформальное состязание по количеству финалистов и победителей".

Вместе с тем, он не считает, что компании потеряют успешных менеджеров, которым могут предложить новую работу. "Лидеры получат возможность карьерного роста внутри компании, если она заботится о развитии своих сотрудников", - сказал Кириенко.

Конкурс "Лидеры России" реализует комиссия при президенте РФ по вопросам государственной службе и резерва управленческих кадров под руководством руководителя администрации президента Антона Вайно, а оператором является Высшая школа госуправления РАНХиГС.

Этапы отбора

Отбор будет проходить в несколько этапов. Все желающие могут до 6 ноября подать заявку, заполнив анкету на сайте конкурса.

Первый этап представляет собой онлайн тестирование.

По его итогам будет проведен очный этап. "Мы заранее всех участников предупреждаем, что элементы (онлайн) тестов на очном этапе будут без предупреждения включаться в отбор и испытание", - предупредил Кириенко.

Третий этап представляет собой - очные полуфиналы во всех восьми федеральных округах. "Мы исходим из того, что участников может быть достаточно много. (...) На полуфиналы мы предполагаем порядка 2 тысяч 400 человек, чтобы отобрать порядка 300 человек на федеральный уровень",- сказал Кириенко.

По его словам, полуфиналы в округах запланированы на конец ноября - декабрь, а в январе - феврале 2018 года - московский финал.

По итогам финала, который состоится в столице, из 300 будут отобраны 100 лучших управленцев.

Приз финалистам

Все, кто попал в финал, получает индивидуальный образовательный грант в размере 1 млн рублей, которые человек может потратить на повышение своей квалификации в любом российском вузе. "Это примерная стоимость МВА в самом лучшем учебном заведении", - пояснил Кириенко, добавив, что потрачены деньги могут быть не только на курс бизнес-администрирования.

Кириенко отметил, что в ходе конкурса участники по результатам тестирования получат рекомендации от лучших HR-специалистов по собственному профессиональному росту.

"Эти наставники проекта будут из состава победителей выбирать несколько, с которыми они на протяжении года будут работать - тратить свое личное время, чтобы передать опыт, помочь развиваться, эффективнее набирать управленческие компетенции", - рассказал Кириенко.


Top